К кому обращаться после передачи дома УК. Бухгалтерский учет при передаче домов на управление в другую управляющую организацию

За каждый многоквартирный дом управляющие компании зачастую устраивают настоящую войну между собой, поскольку это их непосредственный доход. Даже если дом уходит из управления УК по решению собственников помещений или суда, то прежняя управляющая компания нередко попросту не хочет отдавать техническую и прочую документацию на этот МКД, продолжая им управлять. Но это незаконно. И сегодня мы поговорим о том, какая ответственность для УК предусмотрена за данное противозаконное деяние.

Законные основания

По этому закону нельзя:

  • распространять ложные, неточные или искаженные сведения, причиняющие убытки производителю или наносящие ущерб его деловой репутации;
  • вводить в заблуждение о характере, способе и месте производства товара или услуги, их потребительских свойствах, качестве и количестве, а также о его производителе;
  • сравнивать производимые или реализуемые хозяйствующим субъектом товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими производителями;
  • продавать, обменивать или иным способом вводить в оборот товары при незаконном использовании результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации юридического лица, продукции, работ или услуг;
  • незаконно получать, использовать или разглашать конфиденциальную информацию о товаре или производителе, являющуюся коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайной.

За все эти противозаконные действия предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.14.33 КоАП РФ в виде штрафа:

  • на должностных лиц — от 12 до 20 тысяч рублей;
  • на юридические лица — от 100 до 500 тысяч рублей.

Согласно данному закону, в действиях УК, уклоняющейся от передачи технической и другой сопутствующей документации на МКД, можно найти состав административного правонарушения , предусмотренный данной статьёй КоАП РФ. Это подтверждает и судебная практика, которую мы рассмотрим ниже.

Судебная практика

УК ТИС обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к региональному УФАС о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении .

7 ноября 2012 года собственники помещений в МКД на общем собрании приняли решение о расторжении договора управления с данной УК в связи с нарушением ей выполнения условий договора. Также собственники приняли решение о выборе другой управляющей компании — УК Содружество.

Протоколом ОСС от 7 ноября 2012 года было принято решение о расторжении договора управления с УК ТИС и заключении такого договора с УК Содружество. На основании этого протокола собственники помещений в данном доме обратились в УК ТИС с требованием о передаче технической и другой сопутствующей документации на свой дом.

Но УК ТИС ответила, что не собирается передавать никакие документы на данный МКД, поскольку решение собственников помещений в многоквартирном доме принято не по жилищному законодательству.

ФАС принял сторону собственников и посчитал, что УК ТИС должна была передать техническую и прочую документацию на МКД собственникам или в новую УК Содружество. УК ТИС была признана нарушившей ч.1 ст.14 и п.1 ч.1 ст.14 ФЗ №135 “О защите конкуренции” . В результате на управляющую компанию был наложен административный штраф по ст.14.33 КоАП РФ (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 по делу № А64-3007/2013).

По какой статье квалифицировать нарушение

Такая дилемма часто встает перед судьями, рассматривающими дело об отказе в передаче технической и остальной документации на МКД управляющей компанией . Проблема возникла после того, как в КоАП РФ была введена специальная статья за данный правовой проступок.

Особенно остро стоит вопрос в ситуации, когда правонарушение было совершено до введения статьи 7.23.2 КоАП РФ за отказ УК от передачи технической документации на дом, а рассмотрение дела началось после её вступления в силу.

Как показывает практика, суды по-разному трактуют нормы закона и нередко принимают противоречащие друг другу решения. Рассмотрим пример из недавней судебной практики.

Директор Региональной УК обратился в суд Брянска с жалобой на постановление УФАС России по Брянской области от 05.09.2014 года о назначении административного наказания по ч.1 ст.14.33 КоАП РФ .

УК Уютный Дом письменно потребовала от Региональной УК, ранее управлявшей МКД, передать ей техническую и прочую документацию на данный дом. Однако Региональная УК отказалась.

Брянский суд счёл правильным и обоснованным привлечение к административной ответственности по ст.14.33 КоАП РФ данной управляющей компании, хотя на момент совершения правонарушения действовала ст.7.23.2 КоАП РФ (Решение Советского районного суда г.Брянска от 13.11.2014 по делу №12-687/14).

В другом деле УК Жилсервис обратилась в Арбитражный Суд Республики Тыва с заявлением к региональной УФАС о признании незаконным и отмене постановления о привлечении её к административной ответственности по ч.1 ст.14.33 КоАП РФ .

Однако суды всех инстанций, включая Верховный Суд РФ, отказали в удовлетворении жалобы УК Жилсервис. Они признали данную управляющую компанию виновной и квалифицировали правонарушение по ч.1 ст.14.33 КоАП РФ. УК Жилсервис был назначен административный штраф (Постановление Верховного Суда РФ от 22.09.2015 №302-АД15-10957).

В третьем случае ООО Жилищно-эксплуатационный участок — 14 обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления регионального УФАС о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.14.33 КоАП РФ . В иске указывалось, что на момент рассмотрения дела действовала ст.7.23.2 КоАП РФ , поэтому привлечение к административной ответственности по ст.14.33 КоАП РФ незаконно.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, сославшись на то, что санкции, предусмотренные по ч.1 ст.7.23.2 КоАП РФ в виде штрафа для юридических лиц в размере от 150 до 200 тысяч рублей, вступили в силу после совершения правонарушения организацией.

Таким образом, на тот момент наказание было квалифицировано правильно по ч.1 ст.14.33 КоАП РФ , по которой предусмотрен административный штраф для юридических лиц в размере от 100 до 500 тысяч рублей.

Апелляционный суд с этими выводами не согласился, заявив, что на момент составления протокола и привлечения к административной ответственности уже действовала специальная норма. Именно по этой норме должна быть установлена ответственность организации за нарушение порядка и сроков передачи технической и прочей документации на МКД.

Постановление УФАС по Калининградской области было признано незаконным и отменено. Апелляционный суд посчитал, что правонарушение должно рассматриваться по ст.7.23.2 КоАП РФ органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 по делу №А21-1813/2015).

Резюме

Таким образом, зачастую суды путают ситуацию, когда утрачивает свою юридическую силу та или иная норма закона и, соответственно, возникает основание для применения новой нормы, со случаями переквалификации наказания по иной статье, когда ранее действующая статья не была признана утратившей свою законную силу.

Следует также отметить, что административное правонарушение в виде отказа УК в передаче технической и прочей документации на МКД нельзя расценивать как длящееся. Но суды по сути создают такую ситуацию, при которой юридическое лицо фактически может избежать ответственности. Хотя ответственность чётко предусмотрена по закону за данное правонарушение.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (). Мы всегда рады вам помочь!

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Мы помогаем УО и ТСЖ соответствовать ПП РФ №731 о Стандарте раскрытия информации () и ФЗ №209 о ГИС ЖКХ (). в 6.7 раз. А также помогаем . Будем рады помочь и вам!

Как показывает наш опыт, в последнее время некоторые ДЕЗы столкнулись с проблемами в бухгалтерском учете при передаче управления многоквартирными домами другой управляющей организации.

1. Действия передающей организации при передаче управления многоквартирным домом в другую управляющую организацию:

Передача управления многоквартирным домом другой управляющей организации это по сути расторжение собственниками договора на управление с одной организацией и заключение такового с другой. Расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Договор может быть прекращен в связи с окончанием срока его действия и отказом от пролонгации; по соглашению сторон; в одностороннем порядке (при нарушении условий договора). В целях оказания методической помощи собственникам помещений и организациям, управляющим многоквартирными домами, утвержден Порядок, определяющий процедуру передачи управления многоквартирным домом в случае принятия общим собранием собственников помещений решения о выборе иного способа управления и (или) иной управляющей организации (юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом в соответствии с договором) (Распоряжение Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы от 29 сентября 2006 г. N 05-14-316/6 «Об утверждении порядка передачи управления многоквартирным домом при смене организаций, управляющих многоквартирным домом, независимо от их организационно-правовых форм»).

В указанном порядке определены действия организации, ранее управлявшей многоквартирным домом, по передаче документации для управления многоквартирным домом. А именно, организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая уведомление о передаче управления таким домом другой организации:


1. Определяет распорядительным документом ответственных за подготовку и сбор подлежащей передаче документации и включает их в состав членов комиссий по приемке-передаче документации в зависимости от ее вида. В состав этих лиц в обязательном порядке должны включаться: руководитель организации, главный бухгалтер, главные специалисты, отвечающие за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, его благоустройство, планово-экономическую деятельность.
2. Проводит проверку наличия технической и иной документации, состава общего имущества и года постройки многоквартирного дома для подготовки к ее передаче.
3. Составляет опись технической документации, по которой истек срок годности, а также перечень недостающей документации и принимает меры к ее обновлению или восстановлению. Если организация, передающая управление, — государственная, то она осуществляет расчет средств, необходимых на восстановление документации, организацию множительно-копировальных работ для документов, которые передаются в копиях, а их оригиналы подлежат хранению в архиве, организацию работ по архивации, и передает опись и расчеты в управу района для решения вопроса о получении таких средств.
4. За тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом по актам приема-передачи технической документации осуществляет ее передачу и иных связанных с управлением таким домом документов.
Управляющая организация передает вновь выбранной управляющей организации, а та в свою очередь принимает, технический паспорт и копии иной технической документации, документацию паспортной службы, бухгалтерскую документацию, а также:
копии документов от энергоснабжающих и коммунальных служб города о расторжении договоров с предыдущей управляющей организацией на поставку (обслуживание) данного дома, либо копии документов, подтверждающих наличие договорных отношений между ресурсоснабжающими и управляющими организациями с актами, устанавливающими границы балансовой принадлежности сетей;
сальдовые остатки (задолженность и переплата) жителей дома за потребленные жилищно-коммунальные услуги.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24 и 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
5. Готовит гарантийные письма по восполнению утраченной или отсутствующей технической документации — обязательства принимающей стороне с указанием сроков исполнения.
В случае если передающая документацию для управления многоквартирным домом государственная организация или организация, которая управляла таким домом по распоряжению префекта, в подписании актов по передаче технической и иной документации участвуют представители управы района, Гарантийные письма, указанные выше, при необходимости их обеспечения бюджетными средствами проходят согласование с префектурой административного округа.
6. Назначает и проводит совещания с представителями ЕИРЦ, выбранной управляющей организацией и/или членами правления жилищного объединения, на которых выявляются проблемные вопросы по передаче документации и управлению многоквартирным домом. Обеспечивает протоколами совещаний каждую из сторон.
В случае возникновения споров и разногласий по процедуре передачи документации и другим вопросам по просьбе принимающей стороны организует совещания с приглашением представителей префектуры административного округа и управы района.
7. При наличии договорных отношений направляет в ЕИРЦ уведомление о передаче управления многоквартирным домом другой управляющей организации с указанием адреса передаваемого в управление многоквартирного дома и даты передачи с целью урегулирования договорных отношений.
8. Направляет в подрядные и ресурсоснабжающие организации уведомления о расторжении договоров в части обслуживания и снабжения ресурсами многоквартирного дома со дня передачи его в управление другой управляющей организации или жилищному объединению.
9. Организует в назначенный день оформление:
— сводного акта приема-передачи согласно приложению 11 к настоящему Порядку, в котором помимо указания наименования передаваемой документации указывается ее качественный (оригинал, копия, ксерокопия) и количественный (количество экземпляров) состав, номера и даты актов передачи той или иной документации, составленных на рабочих совещаниях;
— актов передачи документации по разделам приложения 10 к настоящему Порядку, не оформленных на предыдущих рабочих совещаниях по передаче документации.
10. Осуществляет работы по рассмотрению жалоб и заявлений по вопросам управления многоквартирным домом и составляет акты по их исполнению на день передачи управления многоквартирным домом.
11. Организует передачу документов по передаваемому дому, подлежащих обязательному длительному хранению и не относящихся к финансовой деятельности предприятия, в ГУ «Объединенный архив ЖКХиБ» или городской (районный) архив.
12. Направляет уведомления всем собственникам помещений в многоквартирном доме о необходимости:
— ликвидировать имеющиеся задолженности по оплате предоставленных услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также коммунальных услуг на день вступления в силу договора управления с новой управляющей организацией или день, указанный в протоколе решения общего собрания собственников о выборе способа управления (создания жилищного объединения);
— указать расчетный счет, на который можно перечислить имеющуюся переплату собственника.
13. Составляет гарантийные письма — обязательства, по которым все денежные средства, полученные в результате неправильного перечисления их собственниками помещений в многоквартирном доме, нанимателями или арендаторами после вступления в силу нового договора управления или смены способа управления, должны быть возвращены плательщику или на основании его поручения перечислены на расчетный счет другой организации, управляющей многоквартирным домом.

2. Расчеты сторон при передаче управления многоквартирным домом.

В соответствии с Гражданским кодексом и пунктом 8 статьи 162 ЖК РФ если у сторон расторгаемого договора управления осталась задолженность, то ими должны быть возмещены взаимные убытки. Т.е., частью собственников помещений должен быть возвращен долг по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, управляющей организацией должна быть возвращена стоимость оплаченных, но не выполненных услуг и работ (пп. «б» п. 10 Письма Минрегиона РФ от 26.03.2007 N 5280-СК/07 «Об изменении жилищного законодательства РФ»).Таким образом, управляющая организация, при передаче управления многоквартирным домом, дебиторскую задолженность должна истребовать на законных основаниях проведя претензионную работу. Если добровольно собственники помещений не погашают задолженность, ее можно истребовать в судебном порядке. При таком варианте в бухгалтерском учете будет числиться дебиторская задолженность до момента получения оплаты или до истечения срока исковой давности, после которого дебиторская задолженность подлежит списанию на финансовые результаты. Отметим, что для правомерного списания дебиторской задолженности необходимо провести инвентаризацию дебиторской задолженности. Убедиться в истечении срока исковой давности, учитывая то, что срок исковой давности может прерывается, а после перерыва его отсчет возобновляется. Срок исковой давности прерывается в случаях предъявления иска в установленном законодательством порядке; совершения должником определенных действий о признании своего долга. Это могут быть частичная оплата задолженности, обращение к кредитору с просьбой об отсрочке платежа и т.п.

Кроме указанного варианта существует возможность «избавиться» от дебиторской задолженности заключив с новой управляющей организацией договор уступки права требования долга (договор цессии). Под цессией понимается уступка третьим лицам прав требования, принадлежащих первоначальному кредитору. В соответствии с договором цессии в обязательстве меняются лица: первоначальный кредитор (цедент — лицо, уступающее требование) отказывается от своих прав в отношении должника, передавая их новому кредитору (цессионарию — лицу, покупающему долг). То есть цессионарий приобретает право требовать от должника, которому по договору были отгружены товары, их оплату. Должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до представления ему доказательств перехода требования к этому лицу. Кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования. Первоначальный кредитор, уступивший требование, отвечает перед новым кредитором за недействительность переданного ему требования, но не отвечает за неисполнение этого требования должником, кроме случая, когда первоначальный кредитор принял на себя поручительство за должника перед новым кредитором. Договор цессии заключается в письменной форме. Он имеет возмездный характер, поэтому должен содержать стоимость переуступленных прав, чтобы его не посчитали договором дарения, а также порядок расчетов (в виде денег, имущества и т.п.). Цедент должен письменно уведомить должника о состоявшемся переходе права требования к другому лицу. Новому кредитору стоит убедиться, что передаваемое ему право требования действительно существует. Здесь пригодятся подлинники договоров, актов приема-передачи, данные по лицевым счетам жильцов дома, актов сверки взаимных расчетов (), платежных поручений, накладных, счетов-фактур и т.д., которые после подписания цессии передаются по акту приема-передачи. Эти документы должны подтвердить, что цедент выполнил все обязательства.

Операции по уступке прав требования в бухгалтерском учете цедента отражаются на счете учета прочих доходов и расходов — 91. На дату передачи права требования в учете делаются проводки:

  • Дебет 76-5 Кредит 91-1 — передано право требования в сумме, установленной в договоре цессии.
  • Дебет 91-2 Кредит 62-1 — списаны расходы, связанные с уступкой права требования, в размере стоимости проданного товара.
  • Дебет 99 (91) Кредит 91 (99) — выявлен результат от операций по уступке прав требования.

Отраженный в бухучете убыток от операций по уступке уменьшает налогооблагаемую прибыль единовременно. А в налоговом учете при уступке после наступления срока оплаты 50% суммы убытка принимаются сразу, а 50% — по истечении 45 дней со дня уступки. Таким образом, возникает вычитаемая временная разница, приводящая к образованию отложенного налогового актива (ОНА). Он отражается проводкой: Дебет 09 Кредит 68. При принятии в налоговом учете второй части суммы убытка в бухгалтерском погашается ранее начисленный ОНА: Дебет 68 Кредит 09. При уступке до наступления срока оплаты убыток в части, не принимаемой для налогообложения, на дату уступки признается постоянной разницей и приводит к образованию постоянного налогового обязательства. Оно отражается проводкой: Дебет 99 Кредит 68. При уступке продавцом товара прав требования долга третьему лицу период получения дохода определяется по дате подписания сторонами акта уступки права требования. Убытки, полученные при уступке, принимаются при исчислении прибыли следующим образом. Если уступка произошла до наступления срока платежа, предусмотренного договором на реализацию товаров, отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара признается убытком цедента. Размер убытка для целей налогообложения не должен быть больше суммы процентов, которую налогоплательщик уплатил бы с учетом требований статьи 269 НК РФ по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного договором на реализацию товаров.

После наступления срока платежа убыток, как мы отметили выше, принимается в следующем порядке:

  • — 50% от суммы убытка — на дату уступки права требования;
  • — 50% от суммы убытка — по истечении 45 календарных дней от даты подписания акта при уступке права требования.

Передача имущественных прав, в том числе права требования долга, является объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Однако, существует и иное мнение на этот счет. А именно, что начислять НДС при первичной уступке права требования долга не нужно. Ведь при уступке права требования, связанного с реализацией товаров (работ, услуг), налоговая база по НДС определяется в общем порядке (п. 1 ст. 155 НК РФ). То есть налог начисляется на стоимость реализованных товаров (работ, услуг) и выставляется непосредственно покупателям. Поскольку обязанность по перечислению налога в бюджет возникла в момент отгрузки товаров (работ, услуг), то при передаче имущественных прав цедент НДС повторно не начисляет и, следовательно, цессионарию налог не предъявляет. Однако Минфин считает, что в рассматриваемой ситуации применяются общие правила формирования налоговой базы по НДС и при уступке прав требования цедент обязан уплатить налог со стоимости уступаемого права (письмо Минфина России от 16.09.2009 N 03-07-11/227).

Минфин обосновывает свою позицию следующим образом: согласно пункту 1 статьи 153 НК РФ при передаче имущественных прав налоговая база по НДС определяется с учетом особенностей, установленных статьей 155 НК РФ. В пункте 1 этой статьи указано, что в случае уступки дебиторской задолженности налоговая база у цедента в отношении операций по реализации товаров определяется по правилам статьи 154 НК РФ, то есть стоимость уступаемого права увеличивается на сумму НДС. Налоговая база в указанном случае определяется в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 153 НК РФ, и в выручку от передачи имущественных прав включаются все доходы, связанные с расчетами по их оплате.

Следует учитывать, что, хотя такая точка зрения законодательно никак не подкреплена, цеденту, уступившему права требования по договору поставки товаров и не начислившему НДС, придется отстаивать свою позицию в арбитражном суде. А суды не всегда поддерживают налогоплательщиков (постановление ФАС Центрального округа от 12.02.2009 N А14-9603/2007/446/24).

Рассмотрим бухгалтерский учет у цессионария. 
Приобретенное право требования цессионарий принимает к бухучету в составе финансовых вложений в сумме фактических затрат на его приобретение. В бухгалтерском учете будут отражены следующие записи:

  • Дебет 58 Кредит 76-5 — принято к учету право требования в размере фактических затрат;
  • Дебет 19 Кредит 76-5 — отражен НДС по приобретенному праву. Эта проводка делается, только если цедент начислил с уступки НДС и предъявил его цессионарию. Если не начислил и не предъявил НДС, то и отражать его не надо.

При отсутствии экономической выгоды приобретенное право требования учитывается на субсчете 76-5 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».
Затем цессионарий отразит:

  • Дебет 76-5 Кредит 51 — произведены расчеты с первоначальным кредитором;
  • Дебет 68-2 Кредит 19 — принят к вычету входной НДС (если предъявлен цедентом и цессионарий имеет право на вычет).

На дату реализации приобретенного права требования (погашения должником обязательства) цессионарий отразит выбытие финансового вложения — прочий доход в сумме, полученной от должника (без учета НДС), и прочий расход в сумме фактических затрат, отраженных на счете 58:

  • Дебет 76-5 Кредит 91-1 — отражен доход от реализации права требования в размере суммы, полученной от должника;
  • Дебет 91-2 Кредит 68-2 — начислен НДС с суммы превышения дохода над суммой затрат по приобретению требования;
  • Дебет 91-2 Кредит 58 — списана стоимость требования;
  • Дебет 51 Кредит 76-5 — получены денежные средства от должника в сумме долга.

Как отмечалось ранее, управляющей организацией должна быть возвращена стоимость оплаченных, но не выполненных услуг и работ, т.е. погашена кредиторская задолженность. С этой целью управляющая организация, передающая управление многоквартирным домом, направляет уведомления всем собственникам помещений в многоквартирном доме, в том числе о необходимости указать расчетный счет, на который можно перечислить имеющуюся переплату собственника. Все денежные средства, полученные в результате неправильного перечисления их собственниками помещений в многоквартирном доме, нанимателями или арендаторами после вступления в силу нового договора управления или смены способа управления, должны быть возвращены плательщику или на основании его поручения перечислены на расчетный счет другой организации, управляющей многоквартирным домом.

3. Действия ЕИРЦ при передаче управления многоквартирным домом от одной управляющей организации в другую.

Хотелось бы отметить порядок действия ЕИРЦ на основании полученного уведомления и/или распоряжения префекта административного округа при передаче управления многоквартирным домом от одной управляющей организации в другую (изложен в Порядке, определяющим процедуру передачи управления многоквартирным домом утвержденным Распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы от 29 сентября 2006 г. N 05-14-316/6). ЕИРЦ закрывает не имеющие задолженностей и переплат финансовые лицевые счета собственников помещений многоквартирного дома. По счетам, имеющим задолженность, составляет реестры задолженностей по видам работ и услуг для их передачи в организацию, ранее управлявшую многоквартирным домом, с целью взыскания средств с собственников помещений. По счетам, имеющим переплату, составляет отдельные реестры для их передачи:
— в организацию, ранее управлявшую многоквартирным домом, с целью возврата средств собственникам помещений;
— в ресурсоснабжающие и прочие организации для их зачета в счет оплаты будущих периодов по договорам, заключаемым этими организациями с новой управляющей организацией или жилищным объединением.
Направляет предложение в организацию, которая будет управлять многоквартирным домом, о заключении договора по расчету начислений собственникам жилых и нежилых помещений, а также нанимателям, если они имеются, платежей за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также коммунальные и прочие услуги с предоставлением проекта договора на ознакомление.

4. Практика осуществления взаиморасчетов при передаче управления многоквартирным домом от одной управляющей организации в другую.

Все вышесказанное, это «идеальный» выход из сложившейся ситуации. Далее рассмотрим ситуацию, которая встречается на практике, а именно заключение тройственного соглашения о взаиморасчетах между передающей организацией (назовем ее ДЕЗ), принимающей организацией (далее – управляющая компания) и ресурсоснабжающей организацией. Соглашение устанавливает следующий порядок взаиморасчетов:
1) в случае, если стоимость энергии, поставленной энергоснабжающей организацией в адрес ДЕЗа, превышает сумму, начисленную ДЕЗом населению:
— управляющая компания осуществляет сбор денежный средств с населения за энергию, поставленную ДЕЗом;
— при поступлении денежных средств населения за поставленную энергию через систему ГУИС непосредственно на расчетный счет энергоснабжающей организации, управляющая компания поручает энергоснабжающей организации зачитывать денежные средства в счет договора между ДЕЗом и энергоснабжающей организацией;
— при поступлении денежных средств населения за поставленную энергию на расчетный счет управляющей компании, управляющая компания перечисляет на расчетный счет энергоснабжающей организации денежные средства, причитающиеся ДЕЗу за поставленную населению энергию.
2) в случае, если сумма, начисленная ДЕЗом населению за поставку энергии, превышает стоимость энергии, поставленной энергоснабжающей организацией ДЕЗу, ДЕЗ поручает энергоснабжающей организации зачесть денежные средства, поступившие по договору энергоснабжения между энергоснабжающей организацией и ДЕЗом на договор энергоснабжения между энергоснабжающей организацией и управляющей компанией.
Отражение хозяйственных операций при заключении такого соглашения зависит от варианта учета расчетов за энергию, применяемого в ДЕЗе:
1 вариант: с использованием счета 86 (76), т.е. без отражения доходов и расходов на счетах учета финансовых результатов.
предположим ситуацию, что

  • Дт 86 Кт 60 – 2 млн. руб. (стоимость поставленной энергоснабжающей организацией энергии)
  • Дт 62 Кт 86 – 5 млн. руб. (сумма, начисленная населению за поставку энергии)
  • на счете 86 – кредитовый остаток 3 млн. руб.

В соглашении о взиморасчетах это ситуация 2 и разницу в 3 млн. руб. превышения начислений населению ДЕЗ поручает энергоснабжающей организации зачесть в счет договора между управляющей компанией и энергоснабжающей орагнизацией.

  • Дт 86 Кт 76 (управляющая компания) – 3 млн. руб.
  • Дт 76 (управляющая компания) Кт 60 – 2 млн. руб.

Теперь смоделируем обратную ситуацию, когда стоимость энергии, поставленной энергоснабжающей организацией в адрес ДЕЗа, превышает сумму, начисленную ДЕЗом населению.
По договорам поставки энергии с энергоснабжающей организацией и с населением отражены следующие записи:

  • Дт 86 Кт 60 – 5 млн. руб. (стоимость поставленной энергоснабжающей организацией энергии)
  • Дт 62 Кт 86 – 2 млн. руб. (сумма, начисленная населению за поставку энергии)
  • на счете 86 – дебетовый остаток 3 млн. руб.
  • на счете 62 – дебетовый остаток 1 млн. руб.


В бухгалтерском учете ДЕЗа будут отражены следующие записи:

  • Дт 76 (управляющая компания) Кт 86 – 3 млн. руб.
  • Дт 76 (управляющая компания) Кт 62 – 1 млн. руб.
  • Дт 60 Кт 76 (управляющая компания) – 4 млн. руб.

В бухгалтерском учете управляющей компании формируются остатки по соответствующим счетам следующими записями:

  • Дт 60 (62, 76) Кт 91
  • Дт 91 Кт 60 (62,76).

Получение дебиторской задолженности управляющей компанией расценивается как безвозмездное получение и подлежит включению в состав доходов при исчислении налога на прибыль.
2 вариант: отражение расчетов за энергию с использованием счета 90.
Итак, предположим что по договорам поставки энергии с энергоснабжающей организацией и с населением отражены следующие записи:
Дт 20 Кт 60 – 1,69 млн. руб. (стоимость поставленной энергоснабжающей организацией энергии)
Дт 19 Кт 60 – 0,31 млн. руб.
Дт 68 Кт 19 – 0,31 млн. руб.

  • Дт 90 Кт 20 – 1,69 млн. руб.
  • Дт 62 Кт 90 – 5 млн. руб. (сумма, начисленная населению за поставку энергии)
  • Дт 90 Кт 68 – 0,76 млн. руб.
  • Дт 51 Кт 62 – 4 млн. руб. (получено от населения по договорам поставки энергии)
  • Дт 60 Кт 51 – 4 млн. руб. (перечислены денежные средства энергоснабжающей организации)
  • Дт 68 Кт 51 – 0,45 млн. руб.

Таким образом, на дату передачи управления многоквартирным домом, у ДЕЗа сформировались следующие остатки:
на счете 60 – дебетовый остаток 2 млн. руб.
на счете 62 – дебетовый остаток 1 млн. руб.
В соглашении о взиморасчетах это ситуация 2. В бухгалтерском учете ДЕЗа будут отражены следующие записи:

  • Дт 91 Кт 60 – 2 млн. руб.
  • Дт 91 Кт 62 – 1 млн. руб.

При таком варианте учета ситуация осложняется тем, что финансовый результат по расчетам за энергию на дату передачи управления многоквартирным домом сформирован ДЕЗом как в целях бухгалтерского, так и в целях налогового учета. А, поскольку соглашение имеет безвозмездный характер, возникают неблагоприятные налоговые последствия:
— у передающей организации расходы не могут быть учтены при исчислении налога на прибыль и с указанной суммы следует начислить НДС (как с безвозмездной реализации)
— у принимающей организации данная сумма подлежит включению в доходы (как безвозмездно полученная).
В бухгалтерском учете принимающей организации будут отражены следующие записи:

  • Дт 60 Кт 91 – 2 млн. руб.
  • Дт 62 Кт 91 – 1 млн. руб.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда организация использует способ отражения расчетов с использованием счета 90 и стоимость энергии, поставленной энергоснабжающей организацией в адрес ДЕЗа, превышает сумму, начисленную ДЕЗом населению.
По договорам поставки энергии с энергоснабжающей организацией и с населением отражены следующие записи:

  • Дт 20 Кт 60 – 4,24 млн. руб. (стоимость поставленной энергоснабжающей организацией энергии)
  • Дт 19 Кт 60 – 0,76 млн. руб.
  • Дт 68 Кт 19 – 0,76 млн. руб.
  • Дт 62 Кт 90 – 2 млн. руб. (сумма, начисленная населению за поставку энергии)
  • Дт 90 Кт 68 – 0,31 млн. руб.
  • Дт 51 Кт 62 – 1 млн. руб. (получено от населения по договорам поставки энергии)
  • Дт 60 Кт 51 – 1 млн. руб. (перечислены денежные средства энергоснабжающей организации)

На дату передачи управления многоквартирным домом, у ДЕЗа сформировались следующие остатки:
на счете 60 – кредитовый остаток 4 млн. руб.
на счете 62 – дебетовый остаток 1 млн. руб.
В соглашении о взиморасчетах это ситуация 1.
В бухгалтерском учете ДЕЗа будут отражены следующие записи:

  • Дт 91 Кт 62 – 1 млн. руб.
  • Дт 60 Кт 91 – 4 млн. руб.

Что касается дебиторской задолженности (1 млн. руб.), то с ней ситуация аналогична предыдущей. По вопросу включения/не включения в состав доходов при исчислении налога на прибыль кредиторской задолженности (4 млн. руб.), хочется обратить внимание на требования Налогового кодекса РФ: расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (ст. 252). Поэтому при не включении кредиторской задолженности в состав доходов, расходы могут быть признаны несоответствующими требованиям статьи 252 НК РФ, что повлечет их исключение налоговыми органами из налоговой базы.

В бухгалтерском учете управляющей компании следует отразить.

Куда обратиться и с чего начать прием документации 

Дом — это сложный архитектурный и инженерно-технологический механизм. Эффективно управлять им можно, только располагая необходимой технической документацией и ключами от запорных устройств.

Зарегистрированное ТСЖ изначально не располагает практически никакой документацией на дом (за исключением технического паспорта, да и то не всегда). Первое, что должна сделать администрация (правление) ТСЖ, — затребовать техническую документацию и ключи от запорных устройств на МКД у предыдущей управляющей организации.

Мы уже говорили, что после принятия общим собранием решения о смене способа управления домом и создании ТСЖ необходимов течение 5 рабочих дней направить три уведомления о данном факте (с копиями протокола/решения общего собрания):

В предыдущую управляющую организацию;

В орган государственного жилищного надзора (жилищную инспекцию);

В орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля.

Обратите внимание на то, что не следует дожидаться регистрации товарищества в ФНС. ТСЖ считается созданным с того момента, как собственники помещений в МКД проголосовали на общем собрании и расписались в протоколе. Именно протоколы общего собрания являются правоустанавливающими документами и влекут за собой юридические факты и последствия. ФНС лишь регистрирует этот протокол постфактум.

Управляющая организация не ранее чем через 7 дней (включая выходные) с момента получения уведомления о создании ТСЖ сообщает представителю ТСЖ о времени и месте передачи технической документации на МКД и иных связанных с управлением этим домом документов (п. 22 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»). Кроме того, если управляющая организация перестает управлять МКД, она обязана за 30 дней до прекращения договора управления с собственниками помещений МКД передать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением домом документы вновь выбранному ТСЖ (п. 10 ст. 162 ЖК РФ).

Рекомендую ни в коем случае не затягивать с истребованием всей необходимой документации. Она потребуется сразу же после получения зарегистрированных ФНС документов. Без технической документации ТСЖ не сможет заключить договоры с контрагентами (например, на эксплуатацию лифтов без паспорта на лифты) и с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Таким образом, все запросы в прежнюю управляющую организацию должны быть направлены еще до официальной регистрации ТСЖ в ФНС (лучше посылать не по почте, а передав письменный запрос лично в руки директора и оставив себе заверенную копию с печатью).

Полезная рекомендация содержится в Письме Министерства регионального развития РФ от 20.12.2006 № 14316-РМ/07 «О передаче многоквартирных домов при выборе способа управления»: при смене управляющей организации предлагается составить двухсторонний акт состояния общего имущества в многоквартирном доме. Он подписывается уполномоченным представителем организации, которая осуществляла управление МКД, и уполномоченным представителем организации, которая будет управлять домом в дальнейшем. Акт состояния общего имущества может использоваться для оценки результативности работы организации, управлявшей домом до момента составления акта, и для планирования работ по управлению, обслуживанию и ремонту общего имущества.

Иными словами, если вчера ТСЖ направило уведомление с требованием о передаче технической документации и ключей от запорных устройств, а сегодня представитель управлявшей организации уже звонит председателю и предлагает подписать акт о передаче, не стоит спешить. Приему документации должен предшествовать реальный осмотр общедомового имущества с составлением Акта состояния общего имущества. В этом акте может быть отражено следующее:

1. Показания общедомовых приборов учета (счетчики, манометры, датчики давления) с обязательным фотографированием и проверкой работоспособности (в противном случае управляющая организация может попытаться «повесить» свои долги на вновь созданное ТСЖ).

2. Результаты проверки исправности всех инженерных систем МКД (датчики пожарной сигнализации, проводка и пр.).

3. Оценка сухости подвала и его соответствия санитарным нормам, проверка чердака и крыши на предмет протечек и дыр в кровле. Все «сюрпризы» необходимо фиксировать на видео и фотографировать.

Для проверки исправности инженерных систем желательно пригласить представителей организаций, с которыми ТСЖ уже договорилась об обслуживании систем и коммуникаций. Профессионал, которому предстоит работать в МКД, гораздо эффективнее диагностирует дом, чем рядовой член правления ТСЖ.

Все недостатки и проблемы должны быть отражены в Акте состояния общего имущества. Этот документ играет важную роль, если требуется обязать управляющую компанию что-либо восстановить или отремонтировать в судебном порядке или через надзорные инстанции. Прием дома не стоит проводить в одиночку (например, председателю). Необходимо присутствие как минимум всех членов правления ТСЖ.

После того как оценка состояния дома проведена, можно ехать в офис управляющей организации для приема технической документации и ключей от запорных устройств.

Акт приема-передачи подписывается после получения и проверки всей передаваемой документации. Следует обращать внимание на даты передаваемых по акту документов — они должны быть датированы днем передачи. Если управляющая организация пытается передать неактуальную информацию, необходимо это отмечать в примечаниях к акту. Недостающая документация также отмечается в примечаниях (максимально подробных). Прием документации — сложная и ответственная работа, которая занимает несколько часов. (Пример передаточного акта приведен в приложении 4.)

Обратите внимание, что согласно п. 20 ПП РФ от 15.05.2013 № 416 (далее — ПП РФ-2013-416) «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (вместе с «Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами») подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в МКД.

Если ТСЖ передается неактуальная техническая документация, у прежней управляющей организации есть ровно три месяца на то, чтобы восстановить всю недостающую информацию за свой счет. Восстановленная документация передается по дополнительному акту приема-передачи (п. 21 ПП РФ-2013-416).

Отсутствие или утрата документации, подлежащей передаче в ТСЖ, не может являться основанием для прекращения данной обязанности прежней управляющей организации. В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.03.2010 № 17074/09 техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица, то есть прежней управляющей организации.

Ни в коем случае не стоит подписывать акт приема-передачи с формулировкой «документация получена в полном объеме, претензий не имею». Для начала примите то, что управляющая организация готова передать, а в дальнейшем постепенно истребуйте все остальное.

Что входит в перечень обязательной технической документации 

Все, что прежняя управляющая организация должна передать ТСЖ, можно разделить на три больших блока.

1. Ключи от запорных устройств. К ним относятся ключи от подвала (от каждой двери, ведущей в подвал), ключи от чердаков (от дверей, открывающих выход на крышу), ключи от шахт лифтов (с паспортами на лифты). Исправность ключей и запорных устройств необходимо проверить при составлении предварительного Акта состояния общего имущества, предшествующего составлению Акта приема-передачи.

Важным ключом, потеря которого может быть невосполнима, может стать чипированное оборудование, открывающее доступ к прибору учета тепловой энергии (если он установлен в доме), который почти всегда есть в новостройках. Восстановление не переданного или утерянного ключа от прибора учета тепловой энергии может стоить более 10 000 руб. (в зависимости от типа прибора).

2. Информация о собственниках МКД. Прежде всего это поквартирные карточки, необходимые для ведения регистрационного учета граждан. Карточки имеют форму № 10 (приложение № 7 к Приказу ФМС России от 11.09.2012 № 288). Карточки должны быть пересчитаны, их точное число — отражено в акте приема-передачи (приложение 5).

Внимание! Поквартирными карточками информация о собственниках МКД, подлежащая передаче ТСЖ, не ограничивается.

Согласно пп. Б п. 4 ПП РФ-2013-416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением сбора, обновления и хранения информации о собственниках и нанимателях помещений в МКД, а также о лицах, использующих общее имущество в МКД на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства РФ о защите персональных данных.

Иными словами, база собственников, на основании которой выставляются квитанции, и ее электронная версия должны быть переданы ТСЖ в полном объеме. Любые попытки УК заявить о том, что базы в электронном виде у нее нет, не могут восприниматься всерьез, так как именно на основе электронной базы данных о собственниках управляющая организация формирует и печатает квитанции. В том случае, если база была удалена управляющей организацией, закон обязывает восстановить ее в актуальной версии и передать ТСЖ в течение 3 месяцев (п. 20, 21 ПП РФ-2013-416).

Кроме того, согласно п. 27 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее ПП РФ-2006-491), ответственные лица обязаны принимать, хранить и передавать техническую документацию на МКД и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом. Понятно, что аргумент «больше ничего нет, все, что было, мы вам отдали» нельзя воспринимать всерьез.

Следует учитывать психологический компонент: руководство управляющей организации, от которой отказались собственники МКД, чувствует себя оскорбленным и не заинтересовано ни в успехе ТСЖ, ни в восстановлении того, чего не хватает для передачи(особенно если восстановление связано с затратами). Поэтому будьте готовы, что противостояние с прежней управляющей организацией может растянуться на месяцы.

3. Техническая документация. Этот блок информации является самым сложным и самым большим. В самом общем виде и в нормативном отношении техническая документация включает:

Документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;

Документы (акты) о приеме результатов работ;

Акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в МКД, конструктивных частей МКД (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;

Инструкцию по эксплуатации дома (если дом был введен в эксплуатацию после 1 июля 2007 г.), где приведены общие рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества (п. 24 ПП РФ-2006-491). (Примеры описания данной документации в акте приема-передачи приведены в приложении 4.)

В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:

Копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;

Выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;

Заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме;

Документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);

Проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);

Иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений (п. 26 ПП РФ-2006-491).

Согласно п. 1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МКД от 2-03.2003 (утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170), к технической документации длительного хранения также относится:

План участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;

Проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на дом;

Акты приема жилого дома от строительной организации (застройщика);

Акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;

Схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);

Паспорта котельного хозяйства, котловые книги;

Паспорта лифтового хозяйства;

Паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;

Исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).

Техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т. п.

В состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят:

Сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;

Акты технических осмотров;

Журналы заявок жителей;

Протоколы измерения сопротивления электросетей;

Протоколы измерения вентиляции.

Группы документов, описанные в нормативных актах, зачастую носят очень размытый и расплывчатый характер. Вот ключевые группы документов, которые должны быть обязательно переданы товариществу собственников жилья прежней управляющей организацией:

1. Акт поверок с актуальными датами поверок общедомовых приборов учета (ОПУ) холодного и горячего водоснабжения с паспортами на ОПУ и печатями (в паспортах). Обратите внимание на то, что даты поверок ОПУ должны быть актуальными на момент передачи дома ТСЖ. Если такой документ не передается, это следует указать в акте приема-передачи. То же самое относится к паспортам на ОПУ по счетчикам электроэнергии и газового оборудования (если на газ в МКД установлены ОПУ).

2. Технические проекты на узлы учета холодного водоснабжения и канализирования, а также на узел учета тепловой энергии.Технический проект узла учета тепловой энергии должен быть выполнен с расчетами и в соответствии с п. 40 Постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 г. В том случае, если управляющая организация не передает ни акт поверок с актуальными датами поверок на общедомовые приборы учета, ни технический проект узла учета тепловой энергии, ситуациястановится особенно проблемной, так как узел учета нужно будет вводить в эксплуатацию заново, а с учетом особенностей работы РСО это очень непросто.

3. Акт работоспособности пожарной сигнализации (если она установлена) с техническим (рабочим) проектом на пожарную сигнализацию. В соответствии с п. 61 ПП РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» руководитель управляющей организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты (автоматических, автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже одного раза в квартал проверку работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта и оформляет акт проверки. Акт работоспособности пожарной сигнализации должен иметьактуальную дату на момент передачи. Обязательно передается схема разводки по противопожарной сигнализации, чтобы понимать, к какой кнопке пульта управления относится каждый датчик.

4. Однолинейная схема электроснабжения дома. Она понадобится при составлении и оформлении акта о разграничении балансовой ответственности с энергопоставляющей организацией.

5. Топографическая схема водоснабжения. Она будет необходима при составлении и оформлении акта о разграничении балансовой ответственности с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение (городским водоканалом).

Точный перечень истребуемой документации индивидуален и в каждом конкретном случае зависит от типа дома, года его постройки и имеющихся в распоряжении МКД инженерно-технических коммуникаций. В любом случае следует заранее позвонить в каждую организацию, с которой ТСЖ предстоит заключить договор (особую сложность представляют РСО), и узнать, какой именно набор документации им необходим (чтобы потребовать ее у прежней управляющей организации).

Куда сообщать о получении документации 

После того как вся документация получена и акт приема-передачи составлен и подписан, его копию в течение 3 дней с даты подписания необходимо предоставить в орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля), то есть в жилищную инспекцию и городской департамент ЖКХ (в соответствии с п. 23 ПП РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»).

За непредоставление этих сведений предусмотрена ответственность по статье 19.7 КоАП, которая влечет наложение штрафа на должностных лиц — от 300 до 500 руб., на юридических лиц — от 3000 до 5000 руб. Не так много, но все равно неприятно начинать работу ТСЖ со штрафов.

Что делать при отказе УК передать документацию или ее часть 

Начиная с 5 мая 2014 г. действующим законодательством за отказ от передачи документации или ее части предусмотрены большие штрафы, которые орган государственного жилищного надзора (жилищная инспекция) может наложить на прежнюю управляющую организацию.

Воспрепятствование деятельности по управлению МКД, выразившееся в отказе от передачи ТСЖ технической документации на МКД и иных связанных с управлением МКД документов, либо в уклонении (равно как и нарушении порядка и сроков) от передачи таких документов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 30 000 до 40 000 руб., на юридических лиц — от 150 000 до 200 000 руб. Повторное совершенное аналогичного правонарушения влечет дисквалификацию для должностного лица на срок от одного года до трех лет (ст. 7.23.2 КоАП).

Таким образом, в случае, если по прошествии 7 дней после отправки предыдущей управляющей организации уведомления с требованием на передачу документации с представителем ТСЖ никто не связался, ТСЖ может смело направлять в жилищную инспекцию требование привлечь предыдущую управляющую организацию к ответственности по ст. 7.23.2 КоАП.

Если ТСЖ была передана только часть технической документации и управляющая организация затягивает передачу недостающих единиц (то есть прошло более 90 дней, которые даются на восстановление недостающего), также следует отправить в жилищную инспекцию жалобу аналогичного содержания. К жалобе следует приложить копию акта приема-передачи с указанием недостающей документации, которая должна быть восстановлена.

Однако жалоба в жилищную инспекцию помогает не всегда. Эта инстанция обязана отреагировать, но ответ на жалобу ТСЖ может носить формальный характер (особенно, если противник ТСЖ — крупная УК на городском рынке услуг ЖКХ). В этом случае действия (а точнее — бездействие) жилищной инспекции может и должно быть обжаловано в прокуратуре.

Может статься так, что часть документации ТСЖ будет проще восстановить своими силами, а затем выставить счет прежней УК в арбитражном суде. Но в любом случае необходимо использовать все возможности досудебного решения проблемы (это проще и дешевле) и добиться, чтобы предписание на восстановление недостающей документации было выдано органом государственного жилищного надзора. А если жилищная инспекция ТСЖ не поможет, стоит обращаться в суд (не забыв одновременно обжаловать действия жилищной инспекции в прокуратуре).

Отдельно рассмотрим возможность обращения в региональное УМВД с жалобой на самоуправство прежней управляющей организации. Отказ (уклонение) от передачи недостающей технической документации и ключей от запорных устройств является самоуправством, то есть самовольным, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актам порядком совершения либо действий, правомерность которых оспаривается организацией, если такими действиями причинен существенный вред (п. 1 ст. 330 УК РФ). При подаче такого заявления-жалобы следует обосновать причиненный вред. Он может выражаться в следующем (варианты):

Отсутствие чипированного ключа от прибора учета тепловой энергии не позволяет осуществлять регулировку системы горячего водоснабжения и отопления, что затрудняет управление МКД, а кроме того, приводит к большим потерям по воде, лишним расходам жителей;

Без технического проекта на коммерческий узел учета (индивидуальный тепловой пункт) ТСЖ сталкивается с угрозой штрафов от Ростехнадзора и не может осуществить прием теплового пункта от ресурсоснабжающей организации;

Отсутствие прочей указанной документации также затрудняет управление МКД.

В этом случае ТСЖ целесообразно просить УМВД о следующих действиях:

Проверить правомерность действий прежней управляющей организации в части уклонения от передачи ТСЖ технической документации и ключей от запорных устройств на МКД, содействовать передаче недостающих документов и ключей;

В случае, если факт самоуправства подтвердится, привлечь виновных лиц к ответственности.

Обращение в органы правопорядка может оказать дополнительное давление на руководство управляющей организации в вопросе передаче товариществу собственников жилья недостающей документации.