Конституционный Суд проверил нормы законодательства, которые допускают взимание утилизационного сбора за временно ввозимые на территорию РФ автомобили. Разобравшись в ситуации, КС РФ признал данные нормы не соответствующими Конституции РФ (постановление от 19.07.2019 № 30-П).
По закону утилизационный сбор уплачивается за каждое транспортное средство, ввозимое или произведенное на территории России (ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Введение и взимание утилизационного сбора связано с необходимостью экономического обеспечения утилизации транспортных средств, утративших свои потребительские свойства.
Между тем, временный ввоз транспортных средств в Россию не позволяет предполагать последующую их утилизацию (кроме исключительных случаев, не связанных с целями ввоза такого товара). Вреда от таких транспортных средств гораздо меньше, чем от тех, которые находятся в РФ постоянно.
При этом лица, временно ввозящие транспортные средства, обременяются уплатой утилизационного сбора в одинаковом размере с теми, кто ввозит транспорт на постоянной основе.
Это означает взимание с лиц, осуществляющих временный ввоз транспортных средств, экономически не обоснованного обязательного платежа, что приводит к отступлению от принципов справедливости и соразмерности.
В связи с этим КС РФ потребовал от законодателей внести изменения в нормы закона, допускающие необоснованное взимание утилизационного сбора.